понедельник, 17 апреля 2017 г.

Ликвидация некоммерческой организации (часть 1)

Ликвидация некоммерческой организации (НКО) отличается от ликвидации обычных организаций, например, ООО. Услуги профессиональных юристов по ликвидации организации могут стоить весьма высоко. Цена зависит от организационной формы, долгов, региона учета организации.
Ликвидация фонда возможно только по решению суда, в статье не рассматривается данный вид НКО.
В моём случае организация не имела ни долгов, ни активов, форма НКО была общественная организация. Было жалко тратить деньги на услуги профессионального юриста из-за НКО, которая создавалась на добровольных началах и не приносила прибыль её организаторам. Поэтому я взялась за дело сама, посчитав, что потрачу всего лишь несколько тысяч на госпошлину, услуги нотариуса и публикацию объявления.
В серии статей я планирую пошагово рассказать порядок ликвидации НКО в городе Тамбове в 2017г. Основные принципы, конечно, в разных городах одинаковы, поскольку определены федеральными законами, но нюансы разные.

Рекомендую прочесть статью "Ликвидация ООО: пошаговая инструкция" на сайте "Малый бизнес", чтобы иметь общее представление о процессе ликвидации.

Желательно ознакомиться с некоторыми законодательными актами
1. Ст. 61 и 63 ГК РФ описывают общую процедуру ликвидации юридического лица, которая характерна и для некоммерческих организаций;
2. Ст. 18-21.1 ФЗ-7 рассматривают процесс прекращения деятельности некоммерческой организации;
3. ФЗ-129 описывает вопросы, касающиеся исключения некоммерческой структуры из ЕГРЮЛ.

Содержание статьи.
Первый шаг – подготовка комплекта документов для запуска процесса ликвидации:
- протокол заседания органа НКО,
- уведомление о ликвидации по форме Р15001.
Второй шаг – передача документов о начале ликвидации в региональное Управление Минюста.

Первый шаг – подготовка комплекта документов для запуска процесса ликвидации.

Вначале Вам необходимо обратиться в местное управление Минюста, т.к все основные действия по ликвидации НКО осуществляются через него, а не через налоговую (как в случае с ООО).


В Тамбове управление размещено на втором этаже особняка ("Старый Детский мир" или "московский ГУМ") по Карла Маркса (недалеко от Пушкинской библиотеки). В Тамбове приём по вопросам НКО ведётся по определенному графику (см.рисунок).
В Минюсте нужно уточнить список документов, необходимый для ликвидации.
Дело в том, что постоянно выходят новые постановления, уточняющие процедуру ликвидации НКО. В Интернете не всегда можно найти актуальную информацию. Даже на официальном сайте Минюста (сайт Управление Минюста РФ по Тамбовской области) перечень документов отличался от тех, что мне сказали подготовить в Тамбовском управление.
Итак, в Минюсте мне объяснили, для запуска ликвидации нужно подготовить два документа. Первый документ - протокол заседания органа НКО, который полномочен (в соответствии с Уставом НКО) принимать решение о ликвидации. Это, как правило, общее собрание.
Второй документ, который Вам нужно изготовить вместе с протоколом, - это Уведомление о ликвидации по форме Р15001 (обязательно заверяется у нотариуса).

Протокол заседания органа НКО (скачать образец).

Решение о ликвидации НКО принимается на общем собрании участников и оформляется в виде протокола общего собрания участников. Решение может быть принято только большинством голосов, нужный процент голосов прописан в уставе НКО, лучше если оно будет принято единогласно.
В протоколе непременно должно упоминаться о том, что принято решение о ликвидации и назначен ликвидатор (или ликвидационная комиссия в таком-то составе во главе с таким-то человеком). В нашем случае легче было назначить ликвидатора (одно лицо, которое занимается всей процедурой).
Сразу после начала процедуры к ликвидатору переходят все полномочия по управлению юрлицом вместо руководителя. Ликвидатором может быть абсолютно любой человек (даже не член организации). Очень удобно, если ликвидатором назначается сам руководитель. Это существенно упрощает жизнь. Например, в банке для управления счётом не нужно переделывать право подписи с бывшего руководителя на ликвидатора.
Протокол подписывается руководителем организации, секретарём собрания, ликвидатором (если он, конечно, не совпадает с руководителем или секретарём), а также всеми участниками собрания.

надпись на наклейке
Если протокол состоит из нескольких листов, их необходимо сшить, сделать сзади (на оборотной стороне последнего листа) наклейку (бумажный прямоугольник, которым заклеивается место прошивки). На наклейке должна быть надпись (см.рисунок)

Количество листов проставляется цифрами и прописью. Наклейку на протоколе подписывает руководитель. Затем все остальные документы (и наклейки будет подписывать ликвидатор).Внутри документа листы должны быть реально пронумерованы. Подпись на наклейке заверяется печатью организации. Проследите, чтобы печать стояла частично на наклейке, частично на листе.

наклейка - копии документов
Обратите внимание: в ходе процедуры ликвидатор в разные учреждения передаёт копии различных документов. Копии, если они многостраничные, оформляются также (сшивка и наклейка). Только в наклейку нужно вставить фразу КОПИЯ ВЕРНА.
Заготовьте сразу два оригинала протокола (один остаётся у Вас, другой Вы отдадите в Минюст).
Важно: в качестве даты собрания поставьте в протоколе именно тот день (или предшествующий), когда ликвидатор собирается идти к нотариусу, чтобы заверить Уведомление о ликвидации ф. Р15001 (Уведомление - это как раз второй документ и о нём чуть позже).
Если не можете точно распланировать, когда Вы (если Вы ликвидатор) попадёте к нотариусу (очень часто у нотариусов очень большие очереди и своеобразный график работы), то лучше заготовьте сразу несколько протоколов с разными датами, чтобы под рукой всегда была свежая бумажка. Точно такой же трюк нужно сделать и с Уведомлением о ликвидации. (Заметьте, в Уведомлении фигурирует дата протокола). Зачем это нужно, я объясню позже.

Второй документ - это Уведомление о ликвидации по форме Р15001.

На сайте "Малый бизнес" можно скачать форму заявления (в формате Exсel) и прочитать инструкцию по его заполнению. Но удобнее заполнить данную форму с помощью специальной программы (скачать программу с сайта налоговой).
В этой программе Вам просто нужно будет найти функцию по заполнению формы Р15001 и заполнить соответствующие поля. Программа сама сгенерирует Уведомление. В этом случае у Вас будет очень мало возможностей сделать какие-то ошибки.
При заполнении Уведомления имейте в виду, что на первом шаге – для запуска процедуры – Вы заявляете "о ликвидации" и "о назначении ликвидатора". То есть в разделе 2 нужно поставить галочки в пунктах 2.1 и 2.2.
Заполненное Уведомление нужно заверить у любого нотариуса Вашего города (отзыв о нотариусах Тамбова). Не сшивайте Уведомление - нотариус его сам сошьёт.
Настоятельно рекомендую: перед походом к нотариусу отнесите Ваши Протокол и Уведомление в Минюст и спросите, всё ли там правильно написано. В Управлении Минюста дают вполне чёткие и подробные консультации – специалисты Минюста вполне открыты для подобных обращений.

Итак, если специалисты из Управления Минюста одобрили Ваши бумаги, то следующее Ваше действие – поход к нотариусу.
Нотариус должен заверить Уведомление о ликвидации по форме Р15001. Это Уведомление подписывает ликвидатор. Поэтому к нотариусу идёт лично ликвидатор.
Документы, которые нужно иметь с собой:
  • конечно, паспорт;
  • уведомление о ликвидации (не сшитое);
  • протокол с решением о ликвидации (сшитый оригинал);
  • свидетельство о регистрации юрлица, свидетельство о внесении записи в единый госреестр юрлиц, свидетельство об ИНН (то есть все красивые бумажки на "гербовой бумаге", которые имеются у Вашего юрлица);
  • устав НКО (сшитый и заверенный печатью Минюста). При регистрации Минюст выдаёт такой Устав и он (устав) наверняка хранится в делах юрлица.
Не забудьте деньги для нотариуса (я заплатила за заверение около 1,5 тыс.рублей).
Нотариус заверит Уведомление (при этом последний лист уведомления он изготовит сам и Вы как ликвидатор собственноручно проставите там своё ФИО и подпись). Возможно, что нотариус сделает заверение не очень быстро. Насколько я поняла, нотариус должен проверить Ваши бумаги (в моём случае проверка заняла день, вечером уже было всё готово).

Второй шаг – передача документов о начале ликвидации в региональное Управление Минюста

В течение 3-х рабочих дней после принятия решения (протокола) о ликвидации в местное управление Минюста необходимо подать комплект документов.
И здесь становится понятным, почему я рекомендовала идти к нотариусу только со "свежими" Уведомлением и Протоколом. Если эти бумаги будут датированы позавчерашним числом, то... пока вы попадёте к нотариусу..., пока дойдёте до Минюста,... то, вполне возможно, что срок подачи уже истечёт. Деньги и время пропадут зря, т.к. 3-х дневный срок установлен законом.
Перечень сдаваемых документов:
  • уведомление, заверенное нотариусом;
  • протокол (оригинал);
  • копия Уведомления (нужно снять копию именно с нотариально заверенного Уведомления и заверить эту копию подписью ликвидатора);
  • копия Протокола, заверенную ликвидатором.
Копия Уведомления и копия Протокола снимается со всех листов. Затем каждый из этих документов прошивается и сзади на каждом документе делается наклейка "копия верна" (как описывалось выше). На наклейке ставится подпись ликвидатора и печать организации.

В Минюсте Вам дадут расписку о приёме документов и предложат прийти через несколько дней. За это время Минюст направит Ваши документы в налоговую и запустит процедуру ликвидации. Налоговая перешлёт в Минюст документы, свидетельствующие о начале ликвидации, а Минюст передаст их Вам.

По истечении оговоренного срока (в моём случае это заняло 2 недели) ликвидатор забирает из Минюста два документа (оригиналы):
  • выписка из ЕГРЮЛ (в этой выписке уже зафиксировано, что организация находится в состоянии ликвидации);
  • лист записи в ЕГРЮЛ (это, фактически, запись о начале ликвидации).
Именно эти документы будут необходимы Вам для совершения дальнейших ликвидационных действий.

Третий шаг – это подача объявления в «Вестник государственной регистрации» о начале ликвидации.

Обязанность опубликовать объявление в Вестнике определена законом. Подробнее этот этап будет рассмотрен в следующей статье "Публикация сообщения о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации» (ликвидация НКО часть 2)"

Четвертый шаг - сдача промежуточного ликвидационного баланса.

Промежуточный ликвидационный баланс (ликвидация НКО, часть 3).

Комментариев нет:

Отправить комментарий